Каждый маркетолог, из любой сферы будь-то аналитик, интернет-маркетолог, рекламщик должны уметь провести SWOT анализ. Это действительно полезная вещь, помогающая «разложить по полочкам» любую деятельность, например, работу коммерческой структуры. В идеале, его нужно проводить каждое полугодие, но если это будет осуществляться хотя бы раз год, то Вы получите максимальное представление от жизнеспособности компании.
Ситуационный, или «SWOT (СВОТ) - анализ» (первые буквы английских слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для всей компании, так и для отдельных составляющих бизнеса. Его результаты используются при разработке стратегических планов, маркетинговых планов, и даже продвижении сайтов.Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру.
Итак, приступим к реализации SWOT анализа для воображаемой компании. Этот процесс осуществляем в несколько этапов:
- Опрашиваем сотрудников компании по ключевым вопросам, влияющим на деятельность компании
- Анализируем данные, используя математический аппарат
- Делаем выводов в виде SWOT матрицы
Первичные данные, полученные от опрашиваемых сотрудников, заносятся в колонки 2-7 таблицы:
Скачать .xls таблицу-анкету можно здесь
Далее, по формуле 1, рассчитываются данные для колонки «необходимость реализации». «Необходимость реализации» - это итоговый показатель, на основе которого делаются выводы.
X=(10- ((С*k1 +D*k2 +E*k3)/Z) * ((F*k1 +G*k2 +H*k3)/Z))/10 (1)
Где X – Необходимость реализации
C, D, E – Количество ответов о текущей ситуации по исследуемому фактору. Соответственно, C «сильно развит», D «средне развит», E «слабо развит»
F,G,H- Количество ответов по значимости исследуемого фактора. Соответственно, F «высокая», G «средняя», H «низкая»
Z- Количество опрошенных
k1=3, k2=2, k3=1 – поправочные коэффициенты
По результатам вычислений, представленных в таблице, составляется SWOT матрица:
Скачать .xls SWOT-матрицу можно здесь
Как видно из SWOT матрицы, компания имеет хорошие позиции в области товарной политики, финансовой устойчивости, качества обслуживания и маркетинга. При этом, недостаточно уделяется внимания внутренним коммуникациям, вследствие чего могут возникать ситуации снижающие КПД всего коллектива и ухудшение качества работы компании в целом. Компании есть куда стремится, существует возможность расширения и диверсификации бизнеса.